Быть частью целого и оставаться целым. Быть или не быть как все?

17 сентября 2015

Слиться с толпой или выделиться из нее. Общество требует от нас «быть как все», если мы не хотим стать изгоями. Возникает ощущение, что для того, чтобы стать частью целого, придется отказаться от собственной индивидуальности или от её части. Так ли это?

В реальности же, общество требует от нас быть «безопасным», не быть "непонятным", ведь то, что непонятно, вселяет тревогу, а тревожиться никто не хочет.

Это одна из причин, по которой общество стремится сделать Вас таким как все.

Еще одна причина такого стремления к уравниванию – банальная зависть. Зависть к тому, что, не обременяя себя всеобщими заморочками, не отягощая себя утомительными стереотипами, Вы вполне себе счастливо живете. И, возможно, это именно Ваш случай.

Однако не следует забывать, что все мы, так или иначе принадлежим к обществу, в котором протекает наша жизнь. Мы учимся, работаем, отдыхаем среди множества других людей, похожих и непохожих на нас. Да и игнорирование общественного мнения это тоже способ взаимодействия с обществом, ведь игнорирование есть форма пассивного противостояния.

При необходимости коммуницировать с обществом появляется причина найти точки соприкосновения. Это не означает, что нужно меняться и переставать быть собой. Это означает, что процедура общения существует, имея определенные рамки и границы именно для того, чтобы различные индивидуальности могли находить общий язык при необходимости договориться.

В формальном общении каждый из его участников чувствует себя комфортно, зная, что общение будет ограничено рамками и правилами, и ни одна сторона не позволит себе«лишнего». В том числе, внедряться в личное пространство без приглашения. В процессе дружеского общения мы вольны проявлять все грани своей уникальной индивидуальности, однако мы знаем о том, чего делать не следует и что может обидеть, оскорбить или унизить наших друзей. И это тоже определенные правила поведения, они могут быть более гибкими и лояльными к нам, но они всё же есть.

Найдется тот, кто возмутится: «Я не буду прятать свою индивидуальность ради чьего-то чужого комфорта!» Что ж, речь ведь идет о степени того дискомфорта, который такие проявления причиняют окружающим и о его природе, и о том, на сколько Вы готовы сталкиваться с последствиями этого.

Для наглядности приведу пример: В автобус, полный пассажиров, входит «Тип». Его одежда покрыта шипами, а аромат рвоты, экскрементов и чего-то еще заполняет весь салон общественного транспорта. Он собой очень доволен, ведь вызывать возмущение общественности – это и есть цель его протестного поведения. Автобус переполнен, деваться некуда и персонаж плотно прижимается к Вам. Шипы его костюма прокалывают Вашу одежду, а „аромат“ надолго пропитывает ткань Вашей одежды, становясь Вашим запахом на весь рабочий/учебный/выходной день! Хорошее начало дня?

Напомню, что это гипотетическая ситуация, которую следует воспринимать метафорически. Этот пример иллюстрирует то, как яркое протестное проявление индивидуальности может причинять вред окружающим.

Если затрагивать тему протестных проявлений индивидуальности, то нужно сказать, что подростковый возраст это период когда Мир постоянно проверяется на прочность и осуществляется поиск своего места в нем. Всё это сопровождается повышением эмоционального фона. В период пубертата протестное поведение вполне нормально и имеет место быть как необходимый жизненный этап взросления и самоопределения.

Когда подобные тенденции сохраняются в более позднем возрасте, уместно заподозрить фиксацию на данном эмоциональном периоде. Обычно такое поведение сопряжено с подчеркнутым отрицанием значимости внешней оценки, но сторонние наблюдатели могут заметить, что именно на оценку со стороны нацелено большинство действий и поступков такого человека, он как будто постоянно что-то доказывает себе и Миру. Объясняется это по большей части тем, что не каждый человек своевременно и успешно проходит этап самоопределения и выбирает, кем и как ему быть. Поиск продолжается, порой он сопровождается глубинной обидой и внутренней необходимостью «доказать» и „отстоять“. С тем, что же именно помешало своевременно преодолеть подростковые трудности, следует разбираться индивидуально.

Итак, возвращаясь к вопросу о том, как быть индивидуальностью, но не быть как все:

Каждый человек уникален и двух одинаковых нет. Мы склонны обобщать, сравнивать и причислять людей к определенным категориям и группам для систематизации и выработки стратегии поведения в отношении того или иного мало знакомого нам человека. Это создает иллюзию контроля ситуации. Так уж мы устроены. И чем более тревожен человек, тем охотнее он навешивает ярлыки и раздает роли.

Каждый придерживается своей стратегии во взаимодействии с внешним миром. Кто-то выбирает «не выделяться», а кто-то кричать обо всех своих особенностях направо и налево, кто-то находится посередине. И если способ самовыражения не наносит реального вреда здоровью и безопасности окружающих нас, таких же личностей, то нет необходимости задаваться вопросом о том, быть ли собой в обществе, даже если окружающим Вы „непонятны“. Однако если вопрос все же возникает, и приходится отстаивать свое право на уникальность, то внимательное индивидуальное изучение корней этого вопроса, позволит понять причины дискомфорта и изменить стратегию, либо усовершенствовать свое отношение к неприятному явлению.

Александра Корягина.