Детско-родительские отношения

Существуют различные виды отношений между родителями и их детьми, они могут быть разделены на несколько категорий. Современные исследования показали, что их, как минимум, четыре. Определённый способ, которым родитель реагирует на ребенка, может воспроизводить один из четырех типов отношений. То, как ребенок будет общаться с окружающими его людьми вне семьи, так же зависит от его типа общения в семье.

Вот основные типы отношений родителя и ребёнка:

1. Безопасные отношения.

Это сильнейший тип привязанности. Ребенок в этой категории чувствует, что он может положиться полностью на заботу родителей. Он знает, что близкий будет с ним, когда он нуждается в поддержке. Ребенок знает, чего ожидать.

• ребенок обычно хорошо играет с другими детьми его возраста.

• Он может плакать, когда его мать уходит. Но он, как правило, легко успокаивается, если есть рядом заботливый взрослый, который может утешить его.

• Когда родители забирают его из, например, детского сада, он рад видеть их.

• Он может с трудом покидать детский сад. И это может ввести в заблуждение, т.к. ребенок был расстроен, когда родители оставляли его в начале дня. Это совсем не значит, что ребенок не рад видеть родителей.

Как взрослые создают безопасные отношения?

• Взрослые согласованно и своевременно реагируют на потребности ребенка.

• Когда ребенок плачет, взрослый отвечает любовью и заботой.

• Когда ребенок голоден, взрослый кормит его незамедлительно.

• Когда ребенок боится, взрослый проявляет терпение и заботу.

• Когда ребенок в восторге, взрослые радуются вместе с ним.

Со временем, ребенок в таких отношениях начинает понимать, что он может рассчитывать на взрослых, что может им доверять.

2. Избегающие отношения.

Эта категория привязанности, которая является небезопасной. Дети понимают, что от родителей не всегда можно получить понимание, заботу и, даже, элементарный уход.

• Дети могут показаться слишком независимыми.

• Часто обращаться за помощью взрослых, но они расстраиваются легко.

• Они могут испытывать трудности, играя с другими детьми их возраста. Они могут быть весьма агрессивными.

• Укусы, удары, толчки, и крик, являются нормальным проявлением для многих детей, но дети в «избегающих» отношениях с родителями проявляют такое поведение гораздо чаще.

• Дети не способны создать прочные отношения с воспитателями и другими взрослыми вне семьи.

• Они не жалуются, когда родители оставляют их, и они, как правило, не приветствуют их, когда родители возвращаются.

• Они пытаются заботиться о себе сами.

Какие стили родительского поведения связаны с этой категории привязанности?

• Родители реагируют на потребности своих детей, но обычно это занимает небольшое время, недостаточное для удовлетворения потребности в общении.

• Когда ребенок пугается, родители ругают его за это или игнорируют и высмеивают его страхи.

• Когда ребенок в восторге то, родитель может отвернуться или игнорировать его.

• Ребенок привыкает, что его потребности не удовлетворяются, так что он учится заботиться о себе сам.

Существуют различные причины, почему родители могут действовать таким образом. Некоторые родители просто не знают, когда их ребенок нуждается в чем-то . Другие родители могут думать, что такое их поведение воспитает ребенка более независимыми, и если «родители не будут вестись на поводке у ребенка», то он не „сядет на шею“. Здесь наиболее эффективна психологическая консультация для осознания и понимания потребностей детей.

3. Амбивалентные отношения.

Двойственность или амбивалентность — это еще один небезопасный способ, которым ребенок может быть привязан к своим родителям. Потребности детей то удовлетворяются, то не удовлетворяются. Они рано запоминают, какое поведение привлекло внимание родителей в прошлом, и используют его снова и снова, т.к. на другие стимулы родители почему-то не реагируют. Они всегда ищут чувства безопасности, но получают его только иногда.

• В амбивалентном стиле отношений дети часто очень «цепляющиеся».

• Как правило, из поведение менее зрелое, они часто ведут себя как младенцы и могут казаться чрезмерно эмоциональными.

• Когда старшие дошкольники или младшие школьники хотят внимания взрослого человека, они могут использовать детский лепет или действовать как малыши.

• амбивалентные дети часто плачут, расстраиваются легко, и любят быть в центре внимания.

• Они расстраиваются, если люди не обращают на них внимание.

Какое поведение родителей связано с этой категории привязанности?

• Когда ребенок плачет, эти родители иногда реагируют, а иногда нет.

• Когда ребенок голоден, его кормят, но чаще его кормят, когда он не голоден.

• Когда ребенок пугается, родители игнорируют его, а иногда чрезмерно утешают.

• Когда ребенок в восторге, то, родитель не понимает волнения ребенка или отвечает

ему неадекватным способом.

4. Дезорганизованные отношения.

Дезорганизованные дети не знают, чего ожидать от своих родителей. Дети с отношениями в других категориях способны хоть немного прогнозировать поведение родителей. Это означает, что они не видят последовательности, не могут понять, как им действовать, чтобы донести до родителей свои потребности.

• Дети делают то, что, кажется, не имеет смысла.

• Иногда эти дети говорят очень быстро и их трудно понять.

• Самые неорганизованные дети имеют трудности с пониманием чувства других детей.

• Играя в куклы, дети могут разыгрывать страшные сцены, жуткие и непонятные по содержанию.

• Дезорганизованных детей бывает очень трудно понять. Кажется, что они проявляют разные черты каждый новый день.

Какое родительское поведение вызывает такой тип привязанности?

• Родители редко реагировали на потребности в младенческом возрасте.

• В семьях существует пренебрежение или жестокое обращение.

• Кроме того, возможно, эти дети могут иметь одного или обоих родителей, страдающих депрессией.

Психоаналитическая консультация и психотерапия, как ни один другой подход психологии, направлена на исследование детства, ведь с детства начинается становление личности. Стили родительского воспитания перенимаются взрослыми от их собственных родителей, и иногда это вызывает диссонанс между убеждениями, чувствами и поступками.

Обратитесь за помощью к профессионалам, если испытываете тревогу из-за своего стиля воспитания ребёнка, и даже, если уже есть определённые проблемы, грамотная психологическая поддержка способна многое преобразить и помочь вырастить счастливого, открытого и свободного человека!

Марина Дан